Музей электротранспорта
9 декабря 2006 г.

Здание музея - трамвайное депо.
Построено в 1906-1908 гг ХХ века

Всем известно, что Петербург - город музеев. А многие ли знают, что существует совершенно необыкновенный музей - музей электротранспорта?

Этот музей принципиально отличается от других. Чем же? В нем вы нигде не найдете устрашающих табличек "Экспонаты руками не трогать!" В любой "экспонат" можно войти, сесть на место пассажира, вагоновожатого или кондуктора, позвонить в звоночек или покрутить ручки... Никто не станет вас ругать, если вы повиснете на "колбасе", как это проделывали зайцы в 30х годах ХХ века.

В музее руками энтузиастов отремонтированы экспонаты от самых первых вагонов начала века (в музее есть даже настоящая конка!), до последних моделей, курсирующих еще по городским улицам. Эти люди относятся к трамваю как к живому существу, они и проводят экскурсии, рассказывая о трамваях удивительные вещи.

Знаете ли вы, например, что у каждого трамвая, появлявшегося в Петербурге, появлялась свое прозвище: по улицам бегали "слоны" и "стиляги", а "аквариумы" можно увидеть до сих пор.

Вы слышали выражение "метр с кепкой"? Вот вам иллюстрация.

Раньше в трамваях право бесплатного проезда устанавливалось не по возрасту, а... по росту!

Это дверь в салон. На косяке – метка «ОДИН МЕТР». Кондуктор измерял каждого входящего ребенка. Вырос больше метра - плати!

А многие ли из вас помнят, что такое компостер или касса? Ведь еще совсем недавно в общественном транспорте не было кондукторов: плату за проезд пассажиры опускали в кассу и сами отрывали билетик. И сами отсчитывали себе сдачу: "Копеечку не опускайте" - просили они следующего пассажира, опускающего в кассу деньги. "Совесть - лучший контроллер!" - лозунг того времени.

Юные посетители с удовольствием разглядывали «узоры», которые пробивает компостер.

А в кассу можно опустить денежку, покутить ручку и увидеть, как с транспортера монетки падают внутрь. Эти деньги идут на развитие музея...
А куда выбрасывать билетики и талончики? Есть специальные мусорные... эээ... "ящички"?

«Не забывайте оплачивать проезд!» – говорит юный кондуктор. И дает сигнал вагоновожатому: «Отправляемся!» Интерьер трамвая 50х годов Эти вагоны прозвали "аквариумами" за дополнительный ряд стекол под крышей. Ярко освещенный вагон в темные вечера действительно напоминал горожанам подсвеченный аквариум.
Все экспонаты музея - живые Встречают посетителей полной иллюминацией. Это не трамвай. Это КОНКА! Снаружи и внутри.
Обратите внимание на крышу в салоне – чем не теремок?
Интерьер трамвая 20х-30х годов.
В таких трамваях вагоновожатый всю дорогу должен был стоять.
Прозвище «Стиляга» этот вагон получил за яркую желто-синюю раскраску, а так же свою «независимость» – этот вагончик никогда не ходил в составе трамвайных поездов. «Колбасой» называли сцепку между вагонами. Любители дармового проезда ездили именно так, с риском для жизни заскакивая и спрыгивая на ходу.
Существуют документальные свидетельства того, что когда весной 1942 года в блокадном Ленинграде по улицам пошли трамваи, немцы поняли, что город им не взять. Трамвай тоже воевал!
  Люди едут на работу. Весь общественный транспорт стоит. Кроме трамваев. Набережная. Зенитки. Трамвай.
Субботник. Уборка снега. На трамваях ездили и за водой В трамвай попала бомба.

Но вот что интересно... Руководству города не нужен ни музей, ни трамвай вообще.

15 января 2007 года трамвайный парк им.Леонова закрывается. Такое решение принято как раз в год 100-летнего юбилея парка №2 - это старейший трамвайный парк в городе. Судьба музея неизвестна...

Но пока каждые две недели ПО СУББОТАМ трамвайный музей открывает свои двери для посетителей. Открывает с надеждой, что эти двери никогда не закроются навсегда. Приходите. Вы нужны музею. Вход бесплатный.

Адрес: Средний пр. В.О., 77
Проезд до станции метро Василеостровская, далее 2 остановки на трамвае (а как еще можно ехать в трамвайный музей?) в сторону Финского залива.

Ольга Левичева, фото автора

Сайт, посвященный петербургскому трамваю
История питерского трамвая, виртуальные и реальные экскурсии по трамваям, и ссылки на трамвайные музеи Великобритании, Германии, Австрии и других городов мира...
«Слон» был очень тяжел – это был первый цельнометаллический вагон. 1947 год. Фото с сайта www.retro.tramway.ru "Аквариум" В экспозиции музея не только трамваи, но и троллейусы, ведь они тоже - ЭЛЕКТРОтранспорт

Сайт инициативной группы "Петербуржцы - за Общественный транспорт".
Основная цель движения - внедрение в Санкт-Петербурге и других городах России современных подходов к развитию транспортного комплекса: приоритет в развитии общественного транспорта при разумном ограничении использования личного автотранспорта.

Так могут и должны выглядеть улицы нашего города при проведении политики, смотрящей в завтрашний день. Фото с сайта tr.ru - 'Транспорт в России' - с открытия восстановленной трамвайной системы в Мюлузе, Франция А к этому ведёт политика, проводимая отраслевыми органами исполнительной власти и эксплуатационными предприятиями сейчас. Сворачивание пассажирской работы, расширение дорог за счёт трамвайных путей, тротуаров и зелёных насаждений ведёт только к неконтролируемому росту числа автотранспорта. Москва, Садовое кольцо. Фото: Антон Носик.

На этом сайте Вашему вниманию предлагается 15-минутный документальный фильм "По улицам трамвай водили..." повествующий о том, каким должен быть Современный Трамвай с большой буквы. Рассказ ведётся не с помощью чертежей, таблиц или диаграмм, а на примерах работы трамвайных систем в европейских городах. Вы можете скачать сжатую по размеру, но полноформатную версию фильма для просмотра на компьютере (размер файла - около 30М). Скачать

Вот только некоторые кадры из этого фильма:

Прага
Пражскому трамваю 130 лет.
Пражане назначают встречи к конкретном вагоне конкретного маршрута, так точно по расписанию следуют трамваи!


Трамвайная система в Хельсинки была почти уничтожена. Теперь - восстанавливается.

Транспортная система Германии считается в Европе образцом для подражания
Хорошо видно сколько вагонов в немецком трамвайном поезде!
Часть некоторых маршрутов проходит под землей.
Трамваи ходят даже между городами и могут развивать скорость до 90 км/ч!

Франция Италия

А что ждет нас?
с 1990-го года на западе открываются новые трамвайные линии
с 1990 года в России - линии демонтируются, парки закрываются.

Защити трамвай!

Hosted by uCoz