Музей электротранспорта
9 декабря 2006 г. |
Здание музея - трамвайное депо.
Построено в 1906-1908 гг ХХ века |
Всем известно, что Петербург - город музеев. А многие
ли знают, что существует совершенно необыкновенный музей - музей электротранспорта?
Этот музей принципиально отличается от других. Чем
же? В нем вы нигде не найдете устрашающих табличек "Экспонаты руками не
трогать!" В любой "экспонат" можно войти, сесть на место пассажира, вагоновожатого
или кондуктора, позвонить в звоночек или покрутить ручки... Никто не станет
вас ругать, если вы повиснете на "колбасе", как это проделывали зайцы
в 30х годах ХХ века.
В музее руками энтузиастов отремонтированы экспонаты
от самых первых вагонов начала века (в музее есть даже настоящая конка!),
до последних моделей, курсирующих еще по городским улицам. Эти люди относятся
к трамваю как к живому существу, они и проводят экскурсии, рассказывая
о трамваях удивительные вещи.
Знаете ли вы, например, что у каждого трамвая, появлявшегося
в Петербурге, появлялась свое прозвище: по улицам бегали "слоны" и "стиляги",
а "аквариумы" можно увидеть до сих пор.
|
|
Вы слышали выражение "метр с кепкой"? Вот вам иллюстрация.
Раньше в трамваях право бесплатного проезда устанавливалось
не по возрасту, а... по росту!
Это дверь в салон. На косяке – метка «ОДИН МЕТР».
Кондуктор измерял каждого входящего ребенка. Вырос больше метра
- плати!
А многие ли из вас помнят, что такое компостер
или касса? Ведь еще совсем недавно в общественном транспорте не
было кондукторов: плату за проезд пассажиры опускали в кассу и сами
отрывали билетик. И сами отсчитывали себе сдачу: "Копеечку не опускайте"
- просили они следующего пассажира, опускающего в кассу деньги.
"Совесть - лучший контроллер!" - лозунг того времени.
|
|
Юные посетители с удовольствием разглядывали «узоры»,
которые пробивает компостер.
|
|
|
|
|
«Не забывайте оплачивать проезд!» – говорит
юный кондуктор. И дает сигнал вагоновожатому: «Отправляемся!» |
Интерьер трамвая 50х годов |
Эти вагоны прозвали "аквариумами"
за дополнительный ряд стекол под крышей. Ярко освещенный вагон в темные
вечера действительно напоминал горожанам подсвеченный аквариум. |
|
|
|
Все экспонаты музея - живые Встречают посетителей
полной иллюминацией. |
Это не трамвай. Это КОНКА! Снаружи и внутри.
Обратите внимание на крышу в салоне – чем не теремок? |
|
|
|
Интерьер трамвая 20х-30х годов.
В таких трамваях вагоновожатый всю дорогу должен был стоять. |
Прозвище «Стиляга» этот вагон получил за яркую желто-синюю
раскраску, а так же свою «независимость» – этот вагончик никогда не
ходил в составе трамвайных поездов. |
«Колбасой» называли сцепку между вагонами. Любители
дармового проезда ездили именно так, с риском для жизни заскакивая
и спрыгивая на ходу. |
Существуют документальные свидетельства
того, что когда весной 1942 года в блокадном Ленинграде по улицам
пошли трамваи, немцы поняли, что город им не взять. Трамвай тоже воевал! |
|
|
|
Люди едут на работу. Весь общественный транспорт стоит.
Кроме трамваев. |
Набережная. Зенитки. Трамвай. |
|
|
|
Субботник. Уборка снега. |
На трамваях ездили и за водой |
В трамвай попала бомба. |
|
Но вот что интересно... Руководству города не нужен
ни музей, ни трамвай вообще.
15 января 2007 года трамвайный парк им.Леонова закрывается.
Такое решение принято как раз в год 100-летнего юбилея парка №2 - это
старейший трамвайный парк в городе. Судьба музея неизвестна...
Но пока каждые две недели ПО СУББОТАМ трамвайный музей
открывает свои двери для посетителей. Открывает с надеждой, что эти двери
никогда не закроются навсегда. Приходите. Вы нужны музею. Вход бесплатный.
Адрес: Средний пр. В.О., 77
Проезд до станции метро Василеостровская, далее 2 остановки на трамвае
(а как еще можно ехать в трамвайный музей?) в сторону Финского залива.
Ольга Левичева, фото автора
|
Сайт,
посвященный петербургскому трамваю
История питерского трамвая, виртуальные и реальные экскурсии по трамваям,
и ссылки на трамвайные музеи Великобритании, Германии, Австрии и других
городов мира... |
|
|
|
«Слон» был очень тяжел – это был первый
цельнометаллический вагон. 1947 год. Фото с сайта www.retro.tramway.ru |
"Аквариум" |
В экспозиции музея не только трамваи, но
и троллейусы, ведь они тоже - ЭЛЕКТРОтранспорт |
|
Сайт инициативной
группы "Петербуржцы - за Общественный транспорт".
Основная цель движения - внедрение в Санкт-Петербурге и других городах
России современных подходов к развитию транспортного комплекса: приоритет
в развитии общественного транспорта при разумном ограничении использования
личного автотранспорта.
|
|
|
Так могут и должны выглядеть
улицы нашего города при проведении политики, смотрящей в завтрашний
день. Фото с сайта tr.ru - 'Транспорт в России' - с открытия восстановленной
трамвайной системы в Мюлузе, Франция |
А к этому ведёт политика,
проводимая отраслевыми органами исполнительной власти и эксплуатационными
предприятиями сейчас. Сворачивание пассажирской работы, расширение
дорог за счёт трамвайных путей, тротуаров и зелёных насаждений ведёт
только к неконтролируемому росту числа автотранспорта. Москва, Садовое
кольцо. Фото: Антон Носик. |
На этом сайте Вашему вниманию предлагается 15-минутный документальный
фильм "По улицам трамвай водили..." повествующий о том, каким должен
быть Современный Трамвай с большой буквы. Рассказ ведётся не с помощью
чертежей, таблиц или диаграмм, а на примерах работы трамвайных систем
в европейских городах. Вы можете скачать сжатую по размеру, но полноформатную
версию фильма для просмотра на компьютере (размер файла - около
30М). Скачать
Вот только некоторые кадры из этого фильма:
|
|
|